Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин выступил на коллегии Федерального казначейства
Добрый день, уважаемые коллеги! около Федерального казначейства вкушать серьёзные результаты. Казначейство первым между всех министерств и ведомств создало систему электронного оборота документов.
Добрый день, уважаемые коллеги! около Федерального казначейства снедать серьёзные результаты. Казначейство первым между всех министерств и ведомств создало систему электронного оборота документов. ныне не должен явиться в казначейство, дозволительно подвизаться с ним на отдалении: соглашаться толстый мена всеми необходимыми документами. Все другие министерства могут брать пример. И при всем том мы должны понимать, что время ставит новые задачи, обязательно нужно исправлять и эту систему.
Одной из составляющих успеха работы в кризисные годы федеральных властей, преимущественно в ходе реализации антикризисной программы, была чёткая занятие казначейства. Помню 1997–1998 годы, Кагда я пришёл в Министерство финансов, нам приходилось делать по доведению платежей после коммерческие банки, надо было обезопасить работу учреждений в условиях нехватки текущих средств, поступающих на счета Правительства, они распылялись на разнообразных счетах. ныне работают одинаковый счёт, стройная система платежей, решения доводятся одномоментно, в режиме онлайн, в любую точку Российской Федерации.
На пионер суждение малозаметная, занятие Федерального казначейства была одной из ключевых в проведении антикризисной программы. В этом мы все после убедились. Ключевым моментом была срочность выполнения всех решений. Большие задержки были при подготовке и принятии решений, а в доведении решений проблем не было.
Мы можем злоумышлять итоги 2010 возраст – первого возраст роста опосля кризиса, возраст отскока, как мы говорим. В застрельщик год роста В любое время легче добиться. Он соглашаться от меньшей базы. По доходам мы исполнили федеральный бюджет на сумму 8,303 трлн рублей, по расходам – на 10,115 трлн. Цифры уточняются по мере весть отчётов. Уточню цифру дефицита бюджета прошлого года. Ранее я говорил, что это около 3,9%. сейчас мы уточнили: 4,1%. Это связано с тем, что не мало меньше, чем мы брали в расчёт, оказался в номинальном выражении ВВП. Подоспели отчёты о расходах наших учреждений, зa рубежом в том числе. И мы видим, что недостаток немедленно уже 4,1% – столько, сколь мы в общем будто и предполагали с учётом более благоприятной конъюнктуры, связанной с ценами на нефть и более высокими доходами.
Мы ставим себе жёсткую задачу избегать в 2015 году от дефицита бюджета. Пока, по предварительным оценкам, предполагаем, что берём зa основу цену нефти в 2015 году около 90 долларов зa баррель. Это благоприятная плата – выше, чем она была в кризисные годы. В 2009 году среднегодовая достоинство нефти была 61,1 доллара, в прошлом году – 78,2 доллара. Напомню, что в июле 2008 возраст стоимость нефти была 139 долларов зa баррель, а уже в декабре 2008 возраст – 32 доллара зa баррель. Это означает, что риски наших доходов от экспортной деятельности неимоверно высокие для бюджета. Мы должны В любое время владеть сбережение прочности для выполнения всех социальных обязательств государства и других программ, которые обеспечивают жизнедеятельность страны, по-этому нам нуждаться будит снижать дефицит. Большую знание расходов составляют в реальный момент социальные расходы. Они индексируются кстати с учётом инфляции, что бы обеспечить сохранение в реальном выражении заработной платы, пенсий, пособий. Такая же индексация, как правило, касается таких, например, статей, как продовольствие, залог которым осуществляется в больницах.
Сейчас делание ид т в штатном режиме, сбережение прочности около бюджета даже с учётом указанного дефицита – хороший. Но мы должны учитывать, что в дружественный промежуток в ближайшие три возраст нам надо мало-помалу сократить дефицит, что бы сохраняться настолько же уверенными в выполнении всех обязательств и позднее. В ближайшие годы предстоит сложная дело по сохранению такой сбалансированности.
Ещё 1 мораль из кризисного периода. В целом около нас неплохо сработала бюджетная система, она минимизировала последствия кризиса. В кризисные годы не снизились реальные доходы населения, мы смогли из бюджета поддержать ключевые отрасли экономики – от сельского хозяйства до больших промышленных предприятий. Выделили дополнительные монета малому бизнесу. Была проведена колоссально большая работа, и проведена оперативно. Были поддержаны банки сквозь кредитные рычаги, как правило. Банковская система теперь заработала, стала прибавлять кредитование экономики. Вроде бы всё сработало, мы принимали своевременные меры, Но вкушать одна позиция, по которой мы существенно отстаём в части эффективности в таких же ситуациях от других стран. стиль соглашаться об эффективности работы институтов – давно только институтов власти, институтов рынка, сложившейся практики применения законодательства. Всё это не позволяет до конца эффективно довести наши решения до исполнения. Идут сбои в системе управления, идут сбои в доведении решений, чёткости их исполнения. На этом этапе мешают бюрократия, коррупция.
Работа самих институтов является много важной и опять покамест до конца не решённой проблемой. Вот казначейство является одним из тех органов, какой формирует новые институты. К таким институтам относятся в том числе гласность и открытость. Казначейство, обеспечивая действие публичных обязательств, кстати вывешивает на сайтах всю информацию, повышая тем самым открытость и гласность деятельности Правительства. Например, выше- общероссийский сайт государственных закупок. Он администрируется Федеральным казначейством. Это 1 из важнейших институтов, какой создан зa последние годы. С тово момента, Кагда каждое министерство вывешивает причина о том, что оно хочет купить, как и по каким ценам, как сложился тендер, – с этого момента начинается общий контроль зa государственными расходами. И мы приветствуем все общественные организации, добровольных экспертов, которые анализируют эти тендеры. Да, неизвестный с издёвкой, некоторый с удивлением, некоторый с научными целями, Но такая упражнение указанных организаций и экспертов заставляет обращаться и оглядываться наши министерства и ведомства, вывешивающие время от времени удивительные багаж на сайтах по своим закупкам. Это 1 из ведущих институтов открытости и гласности, создаваемый в нашей стране. Налаживается диалог, создаётся обратная связь, формируется общественное движение.
1 января взят недавний граница этой гласности. в настоящее время на этом сайте вывешиваются все закупки субъектов и муниципалитетов. Мы вкупе с Минэкономразвития проводили эту работу. На последней стадии отказались от сотворения каких-то специальных органов или же агентств, для тово что бы принуждать сей сайт. Значительную пай работы взяло на себя казначейство. ныне хочу говорить вам спасибо! Знаю, как тьма тьмущая сделали присутствующие в зале сотрудники казначейства для внедрения этого общероссийского единого сайта к 1 января. если бы не было кстати и чётко это сделано, то начались бы «заторы» при закупках. раньше только обеспечивается произведение госорганов и муниципалитетов по работе с этим сайтом, труд коммерческих структур с ним. Вот вам образчик формирования одного из ведущих институтов развития страны, создающего новую атмосферу при анализе государственных расходов. Ведь если не будит такой обратной связи, то будит вторично меньше доверия к расходам государства и преимущественно к повышению налогов. Все должны понимать, гораздо эти налоги идут, используются ли они рационально и эффективно.
Нам теперь следует будит реализовывать и другие части государственной программы эффективности бюджетных расходов. Данная программа утверждена, она определяет задачи развития всей финансовой системы. Определены среднесрочные задачи, в выполнении которых должно будит принять покровительство и Федеральное казначейство. будит простираться перемена системы бюджетных платежей. нуждаться будит успевать проведения всех государственных платёжных операций чрез одинокий счет Федерального казначейства в Банке России, переведя многочисленные банковские счета бюджетов в учётную систему казначейства. Вся эта подвиг будит миновать в плановом порядке до 2017 года, Кагда счетов вне казначейства уже не останется и будит 1 единоличный счёт казначейства в ЦБ. 2017 год – год 100-летия Октябрьской революции. Кагда мы все счета переведём, это будит вторая, на сей раз позитивная революция. Она будит обозначать качественно новоиспеченный степень эффективности управления государственными финансами.
Произойдёт минимизация количества участников национальной платёжной системы, увеличится живость обращения денежных потоков, снизится достоинство государственных платёжных операций. В результате Центральный банк обязан будит закрыть свои центры, которые обслуживают бюджеты субъектов. Предполагаю, что где-то 20 тыс. сотрудников Центробанка дозволено будит сократить. Казначейство даже с учётом запланированного 20-процентного сокращения возьмёт эту работу на себя. дозволено к вашему сокращению прибавить сокращение численности ЦБ и почувствовать, какая будит глобальная экономия. безотлагательно число казначейства – 56 тыс. человек. Вам надо сократиться на 20%, и паки добавьте 20 тыс. сокращение в ЦБ. Такую эффективность не показывает ни одно министерство или же служба.
Формируется кроме одна система, повышающая эффективность госрасходов – АСУГФ, автоматизированная система управления государственными финансами. Она позволит испытывать финансовые потоки, считать эффективность расходов, исходя из полученных результатов. теперь мы работаем в системе доведения платежей, а днесь ставим следующую задачу – понимать следствие и сопоставить с расходами на его достижение. Это будит вторично одна напитки революция, ведь безотлагательно почасту выясняется, что министерства и ведомства неправильно спланировали, объект оказался дороже, цены оказались выше. А ныне мы будем это видеть, создав систему анализа эффективности государственных расходов, применив новые методики анализа расходов, будем более оперативно заниматься рекомендации по повышению эффективности.
У нас эффективность бюджетных расходов опять низка. Эффективность начинается с планирования, с вопроса о том, должно ли вместе княжество эти расходы осуществлять. теперь неэффективность госрасходов начинается с того, что мы пытаемся в кои веки переменять особый сектор, говорим о том, что около нас опять инвестиционный дворянин мало хороший, инфляция кроме высокая, ставки процентные. по-этому отечественным предприятиям надобно создать сопоставимые конкурентные условия с зарубежными партнёрами – значит, им нуждаться помочь, просубсидировать бизнес. Например, около нас потреблять программа развития сельского хозяйства. жена её – это субсидии на убыль процентной ставки по кредиту. жена средств уходит на субсидирование, просто на борьбу с инфляцией. То же самое при поддержке промышленности: там как минимум треть расходов связана не с НИОКР, а с субсидированием процентных ставок, то питаться мы прежде не удерживаем инфляцию, а после порцион бюджета наполняем расходами по борьбе с ней же. сей замкнутый персонал обязан водиться разорван.
Сначала нуждаться убедиться в адекватности планируемых госрасходов, чётко разграничить полномочия. и тот и другой обязан прекословить зa своё. Например, мы не в высшей степени что выполняем работу по созданию инфраструктуры либо поддержке науки, зато более чем на триллион рублей поддерживаем субсидии субъектам Российской Федерации по выполнению их функций. Это еще раз 1 граница неправильного распределения расходов. за этого нарушается залог зa следствие посреди государством и бизнесом, среди федеральным уровнем и субъектами Российской Федерации. Дальше мы начинаем распределять следствие внутри министерств и ведомств. как правило, министерства и ведомства прежде для обоснования больших трат показывают «планов громадьё», после по мере формирования самой концепции эти результаты совсем немного сдуваются, а по ходу выполнения они сдуваются уже бесконечно сильно. И в этом смысле планирование – 1 из ключевых моментов повышения эффективности.
Когда имущество спустили, вступает в силу 94-ФЗ. Вроде как трудно с ним спорить, потому что всё делается по тендеру, всё хорошо, только цены почему-то высокие. Например, цены на поддержку дорожной козни в России составляют от 27 до 55 долларов на 1 км, а в Финляндии, северной стране с безгранично похожим на выше- климатом, – 9,5 доллара. Направляем Росфиннадзор – выясняется, что тендеры проведены правильно, стоимость определена по закону, не могут ни к чему придраться. Но ведь вопрос очевидна – значит, мы долго меняем системы администрирования такого рода тендеров, такого рода расходов. Очевидные, бросающиеся в глаза багаж не исправляются своевременно.
Следующий этап, Кагда всё вроде бы причинность было сделано, – обнаруживается нецелевое использование или же просто хищение. Вступает в работу Счётная дом – это уже последняя степень анализа всех процессов, Кагда уже нуждаться зa руку хватать. Но если изначально всё было неверно спланировано, то вообще-то и довольно некого, ведь всё по плану сделано, тендеры что проведены. В этой связи повышение эффективности является ключевой задачей работы бюджетной системы.
Возвращаюсь к задачам казначейства. Уже говорил об оптимизации его численности. Она будит проистекать на фоне улучшения технического обеспечения, запуска новых информационных систем. Это компенсирует нагрузку на вас. порцион экономии от сокращения численности пойдёт на премирование и доход сотрудников. В целом вдобавок раз хотел бы отметить высокую эффективность работы казначейства.
Спасибо!